Форум в Ханты-Мансийске открывает новую главу программы «Обучение служением»
Форум социальных партнеров программы «Обучение служением» завершил свою работу в Ханты-Мансийске. Мероприятие собрало более 100 участников со всей России. Событие стало отправной точкой для нового этапа в развитии проекта, объединив представителей некоммерческих организаций и высших учебных заведений, участвующих в программе.
В течение трех дней участники форума обсуждали ключевые аспекты программы «Обучение служением», изучали лучшие практики со всей России и продолжали работу по её развитию с учётом накопленного опыта реализации программы в своих субъектах. Экспертами мероприятия выступили руководители крупных некоммерческих организаций, представители Министерства образования и науки России, а также НИУ «Высшая школа экономики».
Наталья Безрукова, советник заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, подчеркнула, что программа «Обучение служением» является ключевым элементом третьей миссии университетов.
Наталья Безрукова, советник заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, подчеркнула, что программа «Обучение служением» является ключевым элементом третьей миссии университетов.
«Современный университет не только учит и делает исследования, но и участвует в развитии региона, взаимодействует с обществом, реализует социальные программы и воспитывает активных и ответственных граждан».

Главной целью форума социальных партнеров программы было выстраивание эффективных механизмов сотрудничества между образовательными организациями, некоммерческими организациями, а также органами исполнительной власти на региональном уровне. Для этого команды из 20 субъектов России, вошедших в число пилотных по апробации программы, разработали дорожные карты.
«Замысел, который подразумевал собрать за одним столом представителей вузов, НКО, ресурсных центров и органов власти удался — пошли запросы на диалог, выявлены точки роста и ожидания. Эти результаты позволят нам более осознанно двигаться вперед», — отметил Владислав Соколов, начальник Круглогодичного молодежного образовательного центра «Добрино».
В результате работы было разработано девять стратегий развития программы до 2030 года, учитывающие социальные эффекты от программы, необходимые ресурсы для ее реализации и форматы использования.
Некоторые из стратегий представляют собой планы внедрения программы на уровне конкретных регионов, таких как Пермский край, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ - Югру. Часть команд была смешанной и решала разнообразные проблемы и вызовы, выявленные участниками на основе их собственного опыта. Например, команда сотрудников РАНХиГС изучала вопросы внедрения программы в профильные вузы, например, медицинскую академию, где стандартные регламенты могут не подходить.
В результате работы было разработано девять стратегий развития программы до 2030 года, учитывающие социальные эффекты от программы, необходимые ресурсы для ее реализации и форматы использования.
Некоторые из стратегий представляют собой планы внедрения программы на уровне конкретных регионов, таких как Пермский край, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ - Югру. Часть команд была смешанной и решала разнообразные проблемы и вызовы, выявленные участниками на основе их собственного опыта. Например, команда сотрудников РАНХиГС изучала вопросы внедрения программы в профильные вузы, например, медицинскую академию, где стандартные регламенты могут не подходить.


«Мы приехали сюда с определенным запросом — понять как нам взаимодействовать с социальными партнерами и постараться вписать их в схему, которая у нас сейчас уже успешно реализуется по федеральной программе «Обучение служением». На форуме мы получили конкретный ответ, поэтому наши ожидания сбылись. Еще один эффект, который мы ожидали, это найти здесь единомышленников. И мы нашли тех людей, которые думают также как мы, у которых очень похожие с нами результаты. Договорились, что дальше будем сотрудничать», — рассказала участница Альбина Хисамутдинова из Уфимского государственного нефтяного технического университета.
«Этот форум – отличная площадка, которая смогла собрать представителей разных сфер, заинтересованных в реализации программы «Обучение служением». Здесь у нас была возможность услышать опыт других регионов, понять как мы можем помочь друг другу, поделиться своими инструментами, взять что-то на вооружение себе», — поделилась впечатлениями участница форума Мариам Давтян из Череповецкого государственного университета.
Уже сейчас команда Высшей школы экономики активно работает над анализом дорожных карт и передает в проектный офис программы «Обучение служением» для более глубокого понимания потребностей участников и планирования будущих шагов.
Организаторы мероприятия Круглогодичный молодёжный образовательный центр «Добрино», Автономная некоммерческая организация «Молодёжный центр Югры», Ассоциация Добро.рф. Событие прошло при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Министерства образования и науки России, а также НИУ «Высшая школа экономики».
«Этот форум – отличная площадка, которая смогла собрать представителей разных сфер, заинтересованных в реализации программы «Обучение служением». Здесь у нас была возможность услышать опыт других регионов, понять как мы можем помочь друг другу, поделиться своими инструментами, взять что-то на вооружение себе», — поделилась впечатлениями участница форума Мариам Давтян из Череповецкого государственного университета.
Уже сейчас команда Высшей школы экономики активно работает над анализом дорожных карт и передает в проектный офис программы «Обучение служением» для более глубокого понимания потребностей участников и планирования будущих шагов.
Организаторы мероприятия Круглогодичный молодёжный образовательный центр «Добрино», Автономная некоммерческая организация «Молодёжный центр Югры», Ассоциация Добро.рф. Событие прошло при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Министерства образования и науки России, а также НИУ «Высшая школа экономики».
Справочно:
Реализация программы «Обучение служением» была запущена в рамках поручения Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-173ГС п.8 «О включении в образовательные программы высшего образования курса (модуля) «Обучение служением». Программа базируется на многолетнем опыте Ассоциации «Добро.рф».
Модуль «Обучение служением» направлен на обучение гражданственности, профессиональным навыкам и человеческим ценностям. Методика основана на извлечении уроков из опыта общественно полезной работы и является разновидностью проектного подхода в образовании. «Обучение служением» предполагает участие обучающихся и преподавателей в решении социально-значимых общественных задач, дает рефлексивный опыт и включена в образовательную программу.
В 2023/2024 учебном году программа «Обучение служением» в пилотном режиме была внедрена в 135 вузах и трех колледжах в 65 регионах страны.Участниками стали 65 852 студента и 1 837 преподавателей. С начала учебного года студенческие команды реализовали более 970 социальных проектов.
Реализация программы «Обучение служением» была запущена в рамках поручения Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-173ГС п.8 «О включении в образовательные программы высшего образования курса (модуля) «Обучение служением». Программа базируется на многолетнем опыте Ассоциации «Добро.рф».
Модуль «Обучение служением» направлен на обучение гражданственности, профессиональным навыкам и человеческим ценностям. Методика основана на извлечении уроков из опыта общественно полезной работы и является разновидностью проектного подхода в образовании. «Обучение служением» предполагает участие обучающихся и преподавателей в решении социально-значимых общественных задач, дает рефлексивный опыт и включена в образовательную программу.
В 2023/2024 учебном году программа «Обучение служением» в пилотном режиме была внедрена в 135 вузах и трех колледжах в 65 регионах страны.Участниками стали 65 852 студента и 1 837 преподавателей. С начала учебного года студенческие команды реализовали более 970 социальных проектов.